Довольно распространенная ситуация: мы, взрослые даем какие-то указания детям, просим их о чем-то, а они не реагируют. Как научить ребенка слышать нас?
Зрительный контакт. Первое, что необходимо сделать - установить зрительный контакт с ребенком, тогда он вас услышит. Подойдите к нему, поймайте взгляд ребенка и настройтесь на передачу «сообщения». Назовите ребенка по имени, когда обращаетесь к нему с просьбой.
Краткость - залог успеха. Ваша просьба должна быть предельно понятной и краткой, не отягощенной сложными словами и предложениями, иначе ребенок перестанет вас воспринимать и слышать. Просьба должна быть максимально локаничной.
Одна просьба - одно действие. Просьбу формулируем по одной: одна просьба – одно действие, например, не так: «помой руки, переоденься и садись за стол», а так: просьба «помой руки» - действие, просьба «переоденься» - действие и т.д.
Ошибка – не очевидная просьба. Если вы хотите чтобы ребенок вас услышал и что-то сделал, формулируйте просьбы не задавая вопросов, например, не так «сколько ты будешь ходить с грязными руками?» , а так «помой руки».
Обойдемся без «не». Любые просьбы лучше оформлять без частицы «не». Психологам давно известно, что частицу «не» с глаголами лучше не использовать, если нам надо кого-нибудь убедить: человеческий мозг откидывает ее. Просите утвердительно: вместо «Саша, не бегай!» лучше сказать: «Саша, постой спокойно». Но соответствует ли ваша просьба возрасту и возможностям ребенка? Вы представляете, например, что такое для 3-летнего ребенка – стоят спокойно? Это скорее патология, чем норма...
Принцип трех. Если ребенок вас все-таки не слышит, повторите свою просьбу три раза: первый раз, второй раз и третий. Но просьбы должны быть разумными. Медленно и четко проговаривайте просьбы, без крика. Когда вы на ребенка кричите, ребенок вас не слышит и воспринимает этот стиль общения как норму. Не выполнил, значит вводим санкции, наказания. Формируйте у ребенка уважительное отношение к своим просьбам.
Не спешите строго судить ребенка, не получив никакой реакции от него на свои просьбы. Надо разобраться в чем причина.Вполне вероятно, что ваш ребенок просто устал и не может их выполнить. Или же он сосредоточен на своих мыслях и переживаниях.